Ниже перечислены темы занятий и приведено краткое содержание каждого. К каждому занятию прилагается список литературы, которую рекомендуется прочесть накануне занятия. Хэндауты и материалы для чтения, которые можно скачать по ссылкам, в формате PDF и DJVU. Если файлы не открываются, необходимо скачать и установить Adobe Acrobat Reader
и/или DJVU Plugin
Занятие 1. Природа лексических знаний (Дудчук, 19.09.2007)
Глагольные классы и диатететические альтернации как свидетельства естественных лексических знаний. Лексический декомпозиционализм и лексический атомизм: лингвистические войны, аргументация Дж. Фодора (Fodor 1970).
Занятие 2. Лексикон и порождающая грамматика (Минор, 26.09.2007)
Фонологические, семантические и формальные признаки лексических единиц. Основные синтаксические операции в минимализме (MERGE, AGREE и MOVE) и формальные признаки, которые в них участвуют. Дискуссия о статусе тета-ролей. Интерпретируемые и неинтерпретируемые признаки, подход Песетского и Торрего (Pesetsky & Torrego 2000, 2002, 2004). Сильные и слабые признаки (Lasnik 1999).
Занятие 3. Композициональность и лексическая семантика (Дудчук, 03.10.2007)
Связь принципа композициональности в интерпретационной семантике и декомпозиции в лексической. Дальнейшее развитие декомпозиционализма: формализация предикатов-примитивов в Dowty 1979. Логика временных интервалов и условия истинности предиката BECOME.
Занятие 4. Лексическое значение в теоретико-модельной семантике: постулаты значения (Дудчук, Минор, 10.10.2007)
Ограничения на декомпозицию: гипотеза монотонности. «Целевые» (допустимые) модели в теоретико-модельной семантике. Постулаты значения как ограничения на допустимые модели. Угроза постулатов значения принципу композициональности: необходимость в введении ограничений на постулаты значния.
Занятие 5. Лексикон и морфология - I (Дудчук, 17.10.2007)
Разбор домашнего задания: контрфактивный подход к каузации. Лексикалистская гипотеза и лексикализм. Критика лексикализма. Основные понятия и положения распределенной морфологии.
Занятие 6. Лексическое значение и энциклопедическое знание (Минор, 24.10.2007)
Различия между лексиконом и энциклопедией. Антивербоцентризм: генеративный лексикон Пустейовского. Уровни представления лексического значения: аргументная структура, событийная структура, qualia structure, структура наследования.
Занятие 7. Лексикон и морфология - II (Дудчук, 31.10.2007)
Продолжение занятия 5. L- и f-морфемы в распределенной морфологии. Отсутствие категоризации у основ (Root), проблема частей речи. Case study: анализ английских пассивных причастий в DM (Embick 2004). Чтение: Harley & Noyer 1999, Marantz 1997/1998.
Занятие 8. Структурирование лексических признаков: HPSG (Минор)
t. b. a.
Занятие 9. Концепции «пустого лексикона» (Дудчук)
t. b. a.
Занятие 10. Разделение грамматики и лексикона: психолингвистические и нейро-биологические свидетельства (Минор)
t. b. a.
Занятие 11. Case study: каузация и декаузативы (Дудчук)
t. b. a.
Занятие 12. Лексикон и межъязыковое варьирование (Минор)
t. b. a.